Пять лучших сценаристов всех времен и народов

30 Августа 2019
Сорок профессиональных сценаристов собрались и проголосовали в опросе, на кого, по их мнению, стоит равняться, если хочешь преуспеть в индустрии. Материал вышел на портале vulture.com, и ознакомиться с ним можно по ссылке нижеp.
Мы же предлагаем вам список из пяти лучших сценаристов всех времен и народов, на основе этого материала. 
 
1. Билли Уайлдер
Лучшие сценарии: «Двойная страховка» (1944), «Сансет-Бульвар» (1950), «В джазе только девушки» (1959), «Квартира» (1960) 

Билли Уайлдер на первом месте, и неудивительно. Помимо многочисленных номинаций на Оскар, он выигрывал награды за лучший адаптированный сценарий – «Потерянный уик-энд» (1945), за Лучший оригинальный сценарий – «Сансет-Бульвар» (1950), «Квартира» (1960). 

Большинство сценаристов и критиков ассоциируют с Билли Уайлдером такое качество, как циничность, и он действительно смотрел без восторга на американскую самовлюбленность и изворотливость. В «Двойной страховке», «Потерянном уик-энде», «Сансет-бульваре», «Лагере для военнопленных № 17», «Квартире» - протагонист врет, несмотря на свои истинные мотивы и желания, и совершает сомнительные моральные выборы, что приводит к смерти либо к ужасному душевному потрясению. 
 
Такой взгляд на мир не мог появиться на пустом месте. Билли Уайлдер родился в Австро-Венгрии (ныне этот город часть Польши). Его мать и бабушка нашли свою смерть в концентрационных лагерях Германии, и у него не было веры в способность отдельного человека к героическим поступкам. Те из его персонажей, которые все-таки обретали целостность, делали это слишком поздно, чтобы это могло на что-то повлиять. 
 
Тем не менее, герои Билли Уйалдера, хоть и спускаются на самое дно, но не остаются барахтаться в грязи. Его самый значительный фильм, «Квартира», обыгрывает это в двух смыслах. Протагонист, «белый воротничок», ради подъема по карьерной лестнице готов на все, даже постоянно одалживать квартиру боссу для его сексуальных приключений. Однако в конце оказывается, что главный герой вполне способен любить сам. Он теряет работу, но находит свою душу. 
 
В «Джазе только девушки» есть некое чувство открытия, которое ты можешь получить только от величайшего фарса: персонажи вынуждены соображать так быстро, что то, что они говорят, удивляет их также, как и нас. А знаменитая финальная фраза миллионера в ответ на признание его любимой «Дафны» - «Ну, никто не идеален!» - была придумана как черновик, с тем, чтобы потом найти что-то получше. Однако абсурдность этой фразы трудно переплюнуть, и она осталась. 
 
2. Итан и Джоэл Коэны 

Лучшие сценарии: «Фарго» (1996), «Большой Лебовски» (1998), «Старикам тут не место» (2007), «Железная хватка» (2010)
 
Братья Коэн получали Оскар за «Фарго» (Лучший оригинальный сценарий), «Старикам тут не место» (Лучший адаптированный сценарий). Они также хороши в режиссуре, и тут легко проглядеть и их сценарное мастерство. 

Хотя их проекты разнятся от мрачнейших («Старикам тут не место») до забавных («Подручный Хадсакера»), у них всех есть определенный юмор и умение обнажать человеческие слабости. Их сценарии наполнены моментами тонкой иронии: преступник прячет миллион долларов, и затем умирает из-за жалкой ссоры о машине; коммунисты-радикалы погружаются в уныние из-за портфеля с деньгами, утонувшего в океане; фолк-певец в 60-х дает самый главный концерт в своей жизни – и после него выступает Боб Дилан. 
 
Вряд ли ты после фильмов братьев Коэнов полюбишь человечество. Однако сами они точно имеют знак качества, и с течением времени становятся только смешнее. 
 
3. Роберт Таун 

Лучшие сценарии: «Китайский квартал» (1974), «Шампунь» (1975), «Дни грома» (1990), «Миссия: невыполнима» (1996) 

Премия Оскар за Лучший оригинальный сценарий – «Китайский квартал».

Множество сценаристов работают скрипт-докторами для фильмов, о которых они предпочитают потом не упоминать в разговорах. Роберт Таун, чья фамилия в титрах встречается как в низкопробных фильмах Роджера Кормана, так и в «Китайском квартале», неофициально приложил свою руку к «Крестному отцу» Френсиса Форда Копполы, «Бонни и Клайду» Артура Пенна, «Заговору «Параллакс» Алана Пакула. Влияние этого сценариста на кинематограф 70-х было значительным. Он уничтожал штампы, присущие киностудиям, помогал новому поколению талантливых актеров, и писал диалоги, которые, как сказал один из продюсеров, оставляли «ощущение жидкости на странице». 
 
4. Квентин Тарантино 

Лучшие сценарии: «Бешеные псы» (1992), «Криминальное чтиво» (1994), «Убить Билла» (2003), «Бесславные ублюдки» (2009) 

Квентин Тарантино получил два Оскара за Лучший оригинальный сценарий – «Убить Билла» и «Джанго Освобожденный». 

О стиле повествования Тарантино уже сказано многое: и о том, как он играет с культурными цитатами, мастерстве монолога, философии, многочисленных лирических отступлениях. Все это стоит изучения. Многое в его творчестве спорно, в последнее время встают вопросы изображения расы и гендера, но даже самые рьяные критики должны признать оригинальность и мастерство его подхода. 
 
5. Френсис Форд Коппола 

Лучшие сценарии: «Паттон» (1970), «Крестный отец» (1972), «Разговор» (1974), «Апокалипсис сегодня» (1979) 

Выиграл Оскар в номинациях Лучший оригинальный сценарий – «Паттон», Лучший адаптированный сценарий – «Крестный отец» и «Крестный отец 2». 
 
В истории кино Френсиса Форда Коппола можно смело награждать титулом «Лучший сценарист всех времен и народов»: на его счету два «Крестных отца», «Разговор», «Апокалипсис сегодня». Про него сложно сказать, где заканчивается работа сценариста и начинается режиссерский взгляд. Его воображение одновременно и литературно, и в то же время визуально, и это заметно на экране.
Сценарист Марк Бомбак («Планета обезьян: война»), советует посмотреть заметки Копполы по созданию «Крестного отца». Взгляд режиссера на то, как стоит рассказывать историю, может многое изменить в подходе к работе любого сценариста. 

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи. Авторизуйтесь, пожалуйста.

© 2018 "Лига кино" | All rights reserved