«Путешествие героя» в комедии (перевод статьи Стива Каплана)

30 Апреля 2019

Стив Каплан, один из самых известных специалистов по комедии в США (его ученики выигрывали или были номинированы на 43 награды Эмми, не говоря уже о многих других кинопремиях), в декабре 2018 выпустил новую книгу – «Путешествие комедийного героя». Книга пока что не переведена, но сам автор размышляет о ней, в своем материале на сайте screencraft.org

Для любого сценариста практически невозможно обойти концепт «путешествия героя» Джозефа Кэмпбелла. Это один из основных инструментов сценарного творчества, переосмысление которого все еще продолжается в нашей индустрии – авторы ищут своего рода «философский камень», структуру, которая может описать все. 

Разборы фильмов по структуре «Путешествия героя» легко находятся в интернете, классический образец – это «Звездные войны». 

Стив Каплан задался вопросом, а каким становится «Путешествие героя» в комедии. В чем отличия и как этот инструмент может быть полезен сценаристу, пишущему в этом жанре? 

Герои традиционного путешествия, в отличие от комического – персонажи не робкого десятка, и решительности им не занимать (вспомнить того же Люка Скайуокера). Это исключительные личности и цель их пути, в конечном счете, раскрыть те их достоинства, внутреннее величие, которое у них было с самого начала, внутри – они просто не знали о его существовании. 

У комического героя, как правило, никакого внутреннего величия нет. Часто это неуважаемый никем слабак, или не очень умный человек, или, допустим, мизантроп. Если вспоминать примеры из фильмов: в «Большом» над персонажем издеваются, и он не может впечатлить девушку своей мечты; в «Дне сурка» главный герой – эгоистичное ничтожество; в «Девичнике в Вегасе» у Кристен Вииг очень низкая самооценка. 

Однако персонажи вполне удовлетворены таким положением дел. Для них это нормальное состояние, и они не осознают, что с ними не так. Если персонаж в первом акте говорит, что он все понимает и несчастлив от этого – это другой жанр, драма. 

Комический герой до последнего момента не замечает, что его мир «ненормальный» (в глазах зрителя), и что что-то необходимо менять. В «Девичнике в Вегасе» Кристен не очень-то осознает свои проваленные отношения с другими; факт девственности для главного героя «40-летнего девственника» также является привычным. Для них такое начало «Путешествия…» – это норма. 

Другое значительное отличие – в изначальной цели, которую герой желает достичь в процессе повествования. В модели Джозефа Кэмпбелла у героя обыкновенно есть цель в самом начале, и они либо достигают ее, либо нет (и тогда это трагедия). Но это одна и та же цель. 

В начале «Звездных войн» Люк Скайуокер хочет присоединиться к восстанию. Он это делает, а после еще и спасает движение повстанцев. Часто изначальная цель и есть цель конечная. 

В комедийном варианте это не так. Изначальные цели героев эгоистичны, недальновидны, и уж точно не имеют отношения к внутренним, настоящим стремлениям персонажа. В процессе развития сюжета изначальные цели часто заменяются. 

Фактор окружения для персонажей очень важен. Если вы хотите написать сценарий о гусенице, которая вот-вот превратится в бабочку – лучше всего не начинать с того, что она находится в счастливых моногамных отношениях, где все хорошо. Понимающая подруга для героя-лузера – это фактор, мешающий изменению. Если персонаж имеет такую подругу – это означает, что, в общем-то, с его миром все нормально, и изменяться ему незачем, и двигаться тоже никуда не надо.

Отношения с изъяном служат хорошим местом для старта любого героя. 

Итак, каковы этапы в «Путешествии комического героя»? Они могут включать в себя Обыденный мир, WTF (та часть, которая заставляет нашего героя шевелиться), Реакции, Образование связей, Новые направления и Возвращение домой. Все это исследовано в моей новой книге, «Путешествии комического героя». 

Однако, есть важное замечание. 

Это не формула и не шаблон. Все эти шаги случаются в большинстве хорошо сконструированных комедий, но необязательно в этом порядке. Большинство людей думают, что самый напряженный момент в комедии случается на отрезке в три-четверти длины фильма, и это, в самом деле, так. Но не везде. 

В «Дне сурка» Билл Мюррей пытается убить себя в середине фильма. Другие фильмы могут пропустить тот или иной этап. Этапы могут быть поставлены в другом порядке. 

Существует огромное количество великолепных фильмов с атипичной структурой. И в то время как большинство комедий начинаются с Обыденного мира и кончаются Возращением домой – твоему сценарию вовсе не обязательно соответствовать этой схеме. У каждого комедийного героя свой путь.

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи. Авторизуйтесь, пожалуйста.

© 2018 "Лига кино" | All rights reserved