Крючки и клиффхэнгеры

11 Сентября 2019
Любой сценарий, в идеале, должен заставить своего читателя (особенно если это редактор/продюсер), а затем и зрителя почувствовать предвкушение: а что же там дальше происходит с героем, как он выпутается? На этом эмоциональном механизме построены такие инструменты сценариста, как крючки и клиффхэнгеры.

Крючком могут именоваться как интересная завязка, так и соединения между сценами. Мы совершенно точно понимаем, что никуда не уйдем от экрана, пока не получим некий ответ, разрешение напряжения. Клиффхэнгер – когда главный герой остается в опасности, без завершения ситуации. Чаще всего он применяется в конце сериального эпизода. Но это не такой простой инструмент, и использовать его стоит с осторожностью.

Так что же заставляет зрителя напряженно следить за действием? Таких ситуационных поворотов, как минимум, десять:

1. Вопрос без ответа 

Персонажу задают вопрос, который затрагивает важные сферы его жизни, но ответа мы сразу не получаем. От этого повисает напряженная незавершенность. Можно использовать этот прием безыскусно, как в мыльных операх 90-х («Роберто, ты мне изменял?» - и далее тридцать минут про других персонажей), а можно использовать иначе, когда на заданный вопрос все же отвечают, но не вполне искренне, что сразу же усиливает драматическое напряжение. 

2. Потеря

Все мы сталкиваемся с потерями в нашей жизни. Зритель почти мгновенно проникается к персонажу сочувствием, ему становится интересно, справится ли он с жизнью без столь важного для него человека или вещи.

3. Поманить пряником

То, что персонаж страшно желает получить, находится в пределах досягаемости, но все же недоступно. Древний, но работающий прием – некоторых персонажей греческой мифологии наказывали также (см. Танталовы муки).

4. Проблеск надежды

Тут все понятно. Это также автоматически усиливает напряжение, так как зритель всегда волей-неволей ждет, что все внезапно пойдет не так, как это обещано… но при этом, вместе с персонажами, надеется на хороший исход.

5. Предсказания

Намеки на то, что скоро случится что-то не вполне хорошее, или что место, куда направляется персонаж, попросту опасно. Простраивать предсказания в сценарии – целое искусство, необходимо не выдать сюжетный поворот раньше времени, а когда он случится – чтобы зритель в него поверил. Некоторые варианты этого приема использовались так часто, что они перестали работать: так, сочетание зловещая музыка+подвал в хорроре сегодня вызывает скорее смех, чем ужас.

6. Угроза жизни (для персонажа или его близких)

Также вызывает мгновенное сочувствие к герою.

7. Тикающие часы

Прием, который используется повсеместно, не только в классических сценах с бомбами (откуда он и взял свое название). Тикающими часами может быть самолет, на который персонаж не успевает, время до рассвета, в течение которого нужно остаться живой («Я иду искать»), смертельная болезнь – любой временной, ограниченный и четко очерченный фактор.

8. Случайность

Напрямую влияет на ход сюжета. Персонаж проговорился не тем людям, не в то время. Сломал ногу. Нажал кнопку, которую не должен был. Случайность почти никогда не делает жизнь персонажа легче, а если делает – «это бог из машины», сразу видно, что автор помогает своему герою.

9. Неожиданные новости

Классическое, еще по Аристотелю, узнавание, которое должно изменить ситуацию. Неожиданные новости, старые знакомые, которых персонаж не видел сто лет. Просто так они не появляются никогда. (Один из прекрасных примеров – финальная сцена «Олдбоя»).

10. Непринятое решение

Однако его необходимо принять и воплотить в жизнь. Чаще всего это фильмы о взрослении, в том или ином виде.

Что касается клиффхэнгеров, то, как было сказано, это опасный инструмент. С одной стороны, он вызывает желание дождаться следующей серии или включить ее сразу, если сериал вышел целым сезоном. С другой – клиффхэнгер предлагает яркую, эффектную, но – открытую концовку, и горе сценаристу, который закончил серию таким образом, если следующий эпизод или сезон не сможет ее достоверно объяснить. Это своего рода обещание, которое нужно выполнить, а если нет – зрителю придется искать объяснения самому, а то и вовсе признавать, что создатели сериала их троллят (как это было, например, со вторым сезоном «Шерлока» в 2012 году).

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи. Авторизуйтесь, пожалуйста.

© 2018 "Лига кино" | All rights reserved