Как создаются внутренние и внешние конфликты в сценарии: полное руководство

14 Марта 2019
Как создаются конфликты в сценарии, чтобы получилась захватывающая драматургия?

Мы все знаем то самое ощущение, когда мы восхищены характером и личностью главного героя фильма. Когда мы садимся писать, даже ставя перед собой цель создать такого персонажа, нелегко понять, что же делает героя и его историю столь прекрасной. Ответ находится извне, в так называемом внутреннем конфликте.

Написание внутреннего и внешнего конфликтов может показаться сложной задачей, но это ключ к тому, чтобы ваша история ожила, выпрыгнула со страниц и прочно осела в умах зрителей.

В этой статье мы собираемся осветить внутренний и внешний конфликты со всех сторон с примерами. В конце вы поймете, как использовать оба типа конфликтов в вашей истории. Что такое внутренний конфликт?

Писатель может определить внутренний конфликт как внутреннюю борьбу своих персонажей. Классическими примерами таких конфликтов могут быть депрессия, алкоголизм, страх привязанности или даже эволюционирующая личность внутри личности, как у персонажа Джеймса Макэвоя в «Сплите».

Чем ещё является внутренний конфликт, как не в буквальном смысле враждующими личностями внутри тебя?


Другие примеры внутреннего конфликта

Непросто создать фильм с упором только на внутренний конфликт, хотя все стараются делать именно так. С правильным выбором внутренних конфликтов это отлично работает! Иногда это внутренняя борьба, как у Индианы Джонса в его примирении с отцом. Или же когда внутренний конфликт является сердцевиной истории, как у Фродо, сражающимся с волей Кольца во «Властелине колец».

Когда речь заходит о внутреннем конфликте, можно представить себе ангела и черта по разные стороны плеч персонажа. Они буквально разрывают героя изнутри на части, тем самым двигая историю вперёд.

Вспомните любую романтическую комедию, которая вам нравится. И «Это случилось однажды ночью», и «Подстава» – все романтические комедии это истории о внутренней борьбе.

Главный вопрос здесь: «Смогут они остаться вместе или нет?». Это он двигает вперёд истории таких персонажей, как Джим и Пэм (прим. переводчика: сериал «Офис») и Сэм и Дайан (прим. переводчика: сериал «Чирс»). Внутренний конфликт можно преподнести как желание быть с кем-то, которое невозможно осуществить, потому что, например, этому препятствует работа персонажа. Таким образом, каждая сцена насыщена внутренними конфликтами.

Сцена разговора двух персонажей, имеющих внутренние конфликты, может оказаться гораздо эффектнее и сильнее, чем сцена битвы.

Как насчёт другого классного и неожиданного внутреннего конфликта?

Вспомните Базза Лайтера из Истории игрушек. Его внутренний конфликт состоит в том, что он считает себя настоящим, живым Баззом Лайтером, а не просто игрушкой. Этот конфликт между его внутренним состоянием и реальностью заряжает каждую сцену и управляет сюжетом. Именно он помог создать бессмертную классику, а также запустить целую франшизу.

Внутренний конфликт – это краеугольный камень успешности сценария. Подумайте над тем, какой внутренний конфликт мог бы быть у вашего персонажа.

Но бывает и так, что одного лишь внутреннего конфликта недостаточно. Именно здесь и появляется внешний конфликт, а его противостояние с внутренним может создать уникальный сюжет в вашем сценарии.

Что такое внешний конфликт?

Определение внешнего конфликта немного легче. Внешний конфликт - это физическая борьба между вашим героем и внешними силами, которыми могут быть и другие персонажи.

Внешний конфликт не даёт вашему герою двигаться вперёд по истории или может даже угрожать его жизни. Например, персонаж застрял в уплотнителе мусора. Или подвергся надвигающейся атаке звездного эсминца. А, может быть, за ним охотятся ситхи? Во вселенной Звёздных Войн много классических внешних конфликтов.

Принципиальное различие между внутренним и внешним конфликтах состоит в том, первый происходит внутри персонажа, а второй – в его окружении. Конечно, это и так довольно очевидно, но чтобы создать сюжетные слои, вам необходимо иметь в истории оба конфликта, а также продумать, как они могут друг друга дополнять.

Другие примеры внешнего конфликта

Иногда внешние конфликты являются причиной внутренних. Потому что, в основном, когда вы пишете сценарий фильма или сериала, вам нужно, чтобы в истории всё пошло не так. Никто же не хочет читать сценарий или смотреть сериал о деревеньке счастливых людей, у которых всё хорошо и ничего такого не происходит. А вот когда что-то вдруг идёт не так, то это образует внешние конфликты, а они порождают внутренние. Это и даёт развитие истории.

Нацисты преследуют героя в ковчеге (прим. переводчика: отсылка к фильму Индиана Джонс В поисках утраченного ковчега). Е.T. ищет способ вернуться домой (прим. переводчика: отсылка к фильму Инопланетянин 1982). Пришельцы вторглись на Землю. И ещё много других примеров, не имеющих отношение к творчеству Спилберга.

Самое замечательное во внешних конфликтах то, что они могут быть абсолютно любыми. Это может быть компьютерная сеть, контролирующая весь мир, как в «Матрице», или медсестра, пытающаяся поймать кота Джинкса в «Знакомстве с родителями».

Итак, что же самое важное при написании внешнего конфликта?


Создать героя с правильным внутренним конфликтом в правильный внешний конфликт. Звучит немного запутанно, поэтому давайте приведём ещё один пример.

Если Титаник утонет, Роуз должна понять любит ли она Джека, верит ли ему и хочет ли его спасти.

Если Морфеус схвачен Агентами, Нео нужно заглянуть внутрь себя и решить является ли он тем самым Избранным.

Другой способ – это подумать о том, кто в истории является наименее подходящим по внутренним параметрам человеком для решения этой внешней проблемы? Или наоборот.

Давайте погрузимся на следующий уровень анализа внутреннего конфликта. Если вы планируете писать сценарии для сериалов или фильмов, вам нужно знать и о других типах конфликтов. А что, есть и другие?

Какие ещё существуют типы конфликтов?

В классической литературе, а теперь также в кино и на телевидении существует шесть разных типов конфликтов. В то время, как большинство попадает под общую классификацию внутренних или внешних, мы рассмотрим каждую категорию отдельно и приведем примеры.

1. Человек против самого себя (Я против Я)

Вначале мы рассмотрим нечто похожее на внутренний конфликт. В «Я против Я» мы следим за тем, что происходит в голове персонажа. Будь то Дон Дрейпер (прим. переводчика: персонаж сериала «Безумцы»), пытающийся преодолеть тягу к самоуничтожению, или «Удивительная Миссис Мейзел», идущая к своей независимости от общества.

Однако, одни из лучших сценариев основаны на создании внешних конфликтов из внутренней борьбы персонажа. Иногда лучше взять стандартный конфликт и перевернуть его с ног на голову.

2. Человек против человека

Это, наверное, самый распространенный внешний конфликт. Он есть в комиксах, в Звёздных войнах и даже в комедиях, вроде комедийного сериала «В лучшем мире». Этот тип конфликта создаётся протагонистами и антагонистами.

Но как можно использовать конфликт «Человек против Человека»?

Если вы его переведете во внутренний конфликт, вы получите предыдущий «Я против Я». Однако, вспомните фильмы об одержимости. Например, Волан-де-Морт вселяется в тело Гарри (прим. переводчика: фильм «Гарри Поттер и Орден Феникса») или как одержимость показана в фильме Прочь. Это ещё один тип внутреннего конфликта, поскольку один человек пытается подчинить себе другого.

3. Человек против общества

Обычно в политических триллерах или трагических фильмах, таких как «Человек-слон», правит внешний конфликт. Но не только в них! К примеру, «Теория заговора» с Мелом Гибсоном и Джулией Робертс. Речь идет о парне, которого все считают сумасшедшим, но который, как оказалось, кое в чём прав. В сериале «Наследники» представлен внутренний конфликт внутри одной семьи и людях, пытающихся её разрушить, самыми весёлыми способами.

Как же сделать конфликт человека против общества внутренним?

Как насчет фильма «Парни не плачут»? Это история о том, как общество отказывается принять Брэндона Тина таким, каков он есть. Или фильм «Манчестера у моря»: большая часть конфликта в фильме идёт из отношения других к персонажу Кейси Аффлека в городе после пожара и как он с этим всем справляется.

В сериалах такой тип конфликта развить сложнее, поскольку в них персонажи могут развиваться и расти в течение нескольких сезонов. Например, персонаж Оскара в «Офисе». У него самого не было внутреннего конфликта по поводу своей гомосексуальности, но для других персонажей и Майкла Скотта потребовалось несколько сезонов, чтобы действительно принять его таким, какой он есть.

4. Человек против природы

Здесь лучшего примера, чем «Выживший», попросту не найти. Такой тип конфликта заключается в победе над внешними силами и отправляет нас в путешествие вместе с героем, как, например, в фильме «Дорога Домой: Невероятное путешествие».

Конфликт «Человек против природы» довольно часто мелькает и в сериалах. Почти в любом ситкоме есть эпизод про кемпинг. К примеру, эпизод из сериала «Новенькая», где герои играют в гляделки с койотом.

Но может ли внутренний конфликт иметь отношение к природе?


С натяжкой можно привести в пример таких персонажей, как Человек-Волк, или даже Фиону в «Шреке». Эти персонажи столкнулись с изменением их собственной природы и им приходится как-то обустраивать свою личную жизнь с учётом этих особенностей. Чем не отличный внутренний конфликт?

5. Человек против машины

Поскольку в нашей нынешней жизни уже давно появился искусственный интеллект, то конфликт «Человек против машины» кажется уже наиболее правдоподобным. Этот конфликт берёт свои корни от Джона Генри, победившего в соревнованиях с паровым молотом (прим. переводчика: мифологический народный герой США, темнокожий рабочий-путеец, победивший в соревновании с паровым молотом, но погибший от истощения. История сражения Джона Генри с машиной легла в основу песен и мультфильмов, упоминается в рассказах и романах) и до фильма «Я, Робот».

Самая плодородная почва для конфликта «Человек против машины» лежит во внутреннем мире тех же роботов. Например, в фильме «Терминатор-2» машина пытается научиться быть лучше. В ней должны произойти внутренние изменения, чтобы она могла стать человечней.

Или как в «Искусственном интеллекте», где мальчик-робот отчаянно хочет измениться, чтобы стать настоящим и живым, но его собственная программа является преградой на пути к человечности.

Опять-таки, выше показаны самые очевидные истории, которые могут стать основой для новых интересных сюжетов.

6. Человек против судьбы / сверхъестественного

Мы дошли до самого заковыристого конфликта, «Человек против судьбы/сверхъестественного». Сложность заключается в том, что такой конфликт может быть далеко не очевидным.

Здесь легче привести в пример фильмы такие как «Отбросы», «Миссия невыполнима» и шедевра братьев Коэнов – «Серьезный человек».

Задача главного героя состоит в том, что высшие силы вмешиваются в его дела. Поэтому он должен преодолевать всевозможные внешние конфликты. Но ставка, которую сделали высшие силы, заключается в том, смогут ли они контролировать внутренний мир персонажа. Это двойной удар.

Конечно, всегда есть можно написать ужасы, и нет ничего страшнее, чем внешняя сила, вроде Самары из «Звонка». Но как насчет фильмов, посвященных предопределению или судьбе? Например, «Потустороннее», или «Звёздные войны».

Да, мы снова возвращаемся к «Звёздным войнам». Скайуокерам суждено было найти друг друга сквозь эпизоды. Так что можно утверждать, что Сила контролирует всё, что происходит в этих фильмах. Персонажи должны принимать решения на основе их индивидуальных внутренних и внешних конфликтов, но Сила будет постоянно подталкивать их в разные направления, облегчая путь.

Как использовать типы конфликтов в вашем сценарии


Когда вы начинаете работу над своим сценарием, очень хорошо следить за тем, как внутренние и внешние конфликты взаимодействуют друг с другом по мере продвижения истории. Можно представить, что каждый уровень конфликта это сторона автомобиля. Если у вас крутятся колеса только одной стороны, ваша история, как и машина, будет двигаться просто по кругу. Но если обе стороны работают одновременно и слаженно, повествование фильма всегда будет двигаться вперед.

Как использовать типы конфликтов, чтобы помочь развитию истории?

Как было написано ранее, нужно, чтобы внутренние и внешние конфликты работали в тандеме. В каждой сцене спросите себя, как эта сцена соотносится с внутренним и внешним конфликтом.

Рассмотрим несколько сцен.

В финальной сцене фильма «Хороший, Плохой, Злой» есть сцена с перестрелкой. Вместе в вращением камеры вокруг персонажей, мы видим, как «кружится» их внутренний мир. Весь этот фильм о доверии и жадности. Можете ли вы доверять тому, кто жаден? Есть ли честь среди воров? Что значит быть хорошим человеком? Здесь внешний конфликт заключается в оружии, а внутренний – в сердцах людей, которые этим оружием владеют.

А что насчет комедии?

Возьмём для примера сцену «Фрэнк и Бобы» в фильме «Все без ума от Мэри». Совершенно очевидно, что внешний конфликт связан с тем, что застряло в застежке персонажа Бена Стиллера. И все идут в ванную. Но внутренний конфликт – это любовь. Бен Стиллер ухаживал за этой девушкой, влюбился в неё и теперь на него эмоционально давит их испорченный выпускной вечер. Если подумать, то это своего рода безобидный эмоциональный внутренний конфликт. Но вот внешний конфликт причиняет боль.

Немного про экшн-фильмы и конфликты в них. Давайте поговорим о «Крепком Орешке».

Противостояние в финальной сцене легендарно. Мы помним насколько крут Джон Маклейн, но сам фильм построен на его внутреннем конфликте. Джон любит свою жену, но был для неё плохой поддержкой и мужем. И это привело к последствиям. Мы с самого начала видим, что она хочет вернуть свою девичью фамилию. Когда же Ганс Грубер падает из окна, мы уже замечаем, что часы Холли, где написана ее девичья фамилия, падают следом за ним. Это идеальный ход для развития внутреннего конфликта. Джон и его жена снова будут вместе.

Суммируя ключевые моменты написания конфликта в истории

Мы все можем согласиться с тем, что лучшие фильмы и сериалы показывают приключения персонажа, в которых он преодолевает какие-либо внешние трудности, которые так или иначе влияют на его внутренний мир. И наоборот. Лучше всего использовать внутренние и внешние конфликты в тандеме, чтобы создать захватывающую драму. Или захватывающую комедию.

Если вы будете каждый просмотр фильма наблюдать за конфликтами в сценах, а затем начнете применять их в своей собственной истории, вы неожиданно для себя откроете возможность сделать ваши сценарии по-настоящему динамичными и интересными.

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи. Авторизуйтесь, пожалуйста.

© 2018 "Лига кино" | All rights reserved