Как написать хорошую концовку

24 Сентября 2019
Ты сидишь в кинозале. У фильма было интригующее начало – попкорн отложен, ты на краешке сиденья, внимательно следишь за развитием событий. Но в какой-то момент все рушится: харизматичный персонаж с по-настоящему драматичной проблемой (например, потеря слуха, при том, что главный герой музыкант или танцор) начинает с легкостью справляться со всеми препятствиями, а страшный монстр в хорроре оказывается бессильным перед толпой подростков.

Что случилось? В какой момент авторы фильма (сериала, мультсериала) свернули с правильно выбранной дороги?

Редко какой фильм держит свой запал до конца. Все мы знаем это чувство, когда успел влюбиться в мир и персонажей, но последние минуты (серии) вызывают, в лучшем случае, глухое недоумение, а порой даже и злость.

Конечно, сценариста нельзя назвать самым главным человеком в кинопроизводстве – без других членов команды фильм просто не родится. Но мы даем основу, которая или развивает проект дальше, или заводит его в тупик.

Основная проблема фильмов, по которым видно, что автору в середине второго акта просто надоело писать – это потеря контроля над целым. В такую ловушку очень легко попасть, потому что наша работа практически на 80% состоит из правок и переписывания, кроме того, сам сценарий – это живой организм, который видоизменяется в процессе создания. Вполне может оказаться так, что работа предыдущих недель просто никуда не вела – и тогда приходится начинать сначала.

Когда вы разрабатываете свой сценарий, одни или в соавторстве с режиссером / редактором, вы создаете что-то вроде исходной карты. Это ваш логлайн, поэпизодник, описание мира, библия персонажей – ваш компас, в тот момент, когда вы потеряетесь. Однако этого может быть недостаточно, либо что-то из этого вдруг устареет, в определенный момент работы. Чтобы знать, на что опираться – вам следует сделать две вещи.

Первая, менее важная – это постараться уходить в визуальность. Мы очень много работаем со словами, но нужно помнить, что они всего лишь обозначают реальность, но ею не являются. Чтобы подпитывать вдохновение, стоит опираться на реальные вещи: работать с карточками, смотреть фильмы, которые являются референсами для вашего проекта, или сняты в подобном жанре, создавать мудборды, слушать музыку, которая создает нужную атмосферу – в общем, погружаться в проект всеми возможными способами, и, конечно, наблюдать и записывать. Наткнуться на сокровище можно совершенно неожиданно.

Именно поэтому стоит определиться со своим жанром, что вы хотите создавать, как можно раньше. Погружение в один проект неизбежно будет затрагивать другие, и лучше бы они были хотя бы были близки по атмосфере (хоррор/триллер, комедия/ромком). Для создания сценариев в парадоксальных жанрах (комедийный хоррор и тому подобное) потребуется проделать куда большую работу - и будьте готовы к тому, что трудностей также будет гораздо больше.

Вторая вещь – выделите эмоциональное зерно вашего проекта. Задайте себе вопросы: почему вы это пишете? Какая сцена является для вас ключевой, что ее такой сделало? Сформулировать это не будет легко, потому что очень часто эмоциональное зерно лежит даже глубже так называемого месседжа, ответа на вопрос «о чем фильм?». Это то, что вас задевает в вашем собственном проекте, ответ на вопрос «почему», и обязательно – ответ простой и ясный. Из него вырастает атмосфера произведения.

Мастерство сценариста не измеряется только количеством и изощренностью сюжетных поворотов. Мы запоминаем фильмы потому, что, когда мы их смотрели, мы испытали определенные эмоции. И что характерно – крайне редко кто-то говорит о трактовках сюжета в таких произведениях. Это не столь важно, в сравнении с пережитым опытом.

Эмоциональное зерно – это ваш личный камертон, то, с чем вы можете сверяться в процессе создания сценария, даже если придется миллион раз его переписать. Если оно будет вами правильно найдено и определено – оно гарантированно будет вызывать эмоции и у окружающих, ведь если оно смогло миновать ваш – сценариста – критический разум и вызвать какие-то чувства, то сможет проделать это и с гораздо более широкой аудиторией.

Казалось бы – зачем весь этот психологизм в работе? Просто будь профессионалом, пиши в требуемом формате, используя чуть более модернизированные клише и обращаясь к общеизвестным фактам – так, чтобы зритель их узнавал, и при этом замечал креативную составляющую… но проблема в том, что ты не можешь дать что-то большее, чем уже в тебе есть, а зритель точно также осваивает эти клише и сценарные структуры, пусть и неосознанно. Со временем они просто перестают работать, и единственное, что тогда останется – это искать новые, подходящие структуры, для тех эмоций, что вы хотите выразить.

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи. Авторизуйтесь, пожалуйста.

© 2018 "Лига кино" | All rights reserved