Чему может научить сценариста немое кино

21 Августа 2019
Статья Стефани Фолсом

Я знаю, что одно упоминание немого фильма заставляет большинство людей закатить глаза и начать зевать. Немые фильмы – устаревшие и скучные. Конечно, это предубеждение, но мне хотелось бы, чтобы вы на момент отошли от этого стереотипа и дали немому кинематографу шанс.

И вот почему: немое кино это просто кладезь знаний, которые помогут вам вырасти в профессиональном плане.

Я собираюсь показать вам, как правильно следует смотреть немое кино, чему такой фильм может научить, если вы хотите создать комедию или драму, и как использовать наработки немого кинематографа для того, чтобы сделать эпизоды в твоем сценарии более выразительными.

Для начала хочу заметить, что если вы смотрите немой фильм и не наслаждаетесь им, то он либо низкопробный (да, такие тоже были, как и в другие эпохи), либо вы неправильно его смотрите. Лично я не любила немой кинематограф до тех пор, как я поняла, как их следует смотреть, от знаменитого кинокритика и историка Леонарда Молтина.

Молтин настаивает, что современная манера смотреть кино должна быть отброшена, когда ты собираешься посмотреть фильм из той эпохи. Для начала, не смотри его в одиночестве – для этого нужна компания. Шумная компания, которая поможет установить контакт с фильмом. Предполагается, что вы будете болеть за персонажей, хлопать, присвистывать при виде симпатичных героинь и харизматичных героев, и выражать свое неодобрение злодеям. Если проделать все это в одиночку, это будет смотреться глупо, так что я предлагаю устроить вечеринку с просмотром немого кино.

Есть несколько фильмов, которые я рекомендую смотреть на такой вечеринке:

«Огни большого города» - шедевр Чарли Чаплина. Чаплин написал сценарий, поставил фильм и сам снялся в этой романтической комедии. Бродяжка Чарли Чаплина влюбляется в слепую девушку, и если последняя сцена не затронет твое сердце – ты мертв внутри.

«Безопасность прениже всего!» Гарольда Ллойда. Этот фильм проще всего описать как мультфильм про Багза Банни в реальной жизни. Что делает физическую комедию (slapstick) столь впечатляющей, так это то, что Гарольд сыграл в нем без дублера и современных спецэффектов. Он даже случайно лишился пальца в одном из своих фильмов – просто смеха ради. И когда ты доберешься до классической сцены починки часов, помни, что актер забрался на реальный небоскреб.

«Паровоз «Генерал», прекрасная работа Бастера Китона. В этом фильме – одна из самых знаменитых сцен погони с поездом в истории. Что делает ее еще более захватывающей, так это факт, что снята она с реальным едущим поездом, включая эпизод взрыва моста. В той реке до сих пор находят осколки.

Когда вы начнете погружаться в немое кино, вы поймете, почему актеры, режиссеры и сценаристы начали создавать объединения. То, что они делали, было опасно. Вы также извлечете для себя полезные уроки.

1. Твой сценарий должен рассказывать историю и без диалогов.

Серьезно, уберите все реплики в сценарии и посмотрите, осталось ли в нем что-то осмысленное. Авторы любят писать остроумные диалоги (и я не исключение), но сценарий должен работать на визуальном уровне. Если продюсер говорит, что ваш текст «не похож на кино» - попробуй исключить диалог и посмотреть, что у тебя останется. Разумеется, некоторые ньюансы сюжета будут потеряны без этих драгоценных слов, но если сюжет невозможно рассказать без реплик – вы создали пьесу, а не сценарий фильма. Попробуйте разложить свою историю заново, с помощью карточек или на доске.

2. Оставь зрителям возможность отреагировать на шутку или напряженный момент.

Персонажи в фильмах эпохи немого кино требуют от аудитории реакции. Они разрушают четвертую стену подмигиванием и кивком в камеру, и затем делают паузу, что дать аудитории время. Сегодня это смотрится несколько топорно, но ты можешь использовать более изящные версии этого приема, показав реакции других персонажей на происходящее, или дав небольшую паузу на передышку главному герою сцены, и так далее. Такого рода трюк позволяет лучше вовлечь зрителя в происходящее.

3. Важность физической комедии (slapstick).


Шутки не должны строиться исключительно на репликах персонажей. Если сцена, которая предполагалась комической, без реплик такой эффект не производит – она не доработана. Возможно ли добавить костюм, который сделает персонажа смешнее, или нелепое место действия? Но в этом деле также важно иметь вкус и не перегибать палку: наблюдайте за тем, что делали звезды немого кино, и постарайтесь сделать лучше.

Есть вероятность, что просмотр этих трех фильмов не внушит вам такую же любовь к немому кинематографу, какая есть у меня, но, тем не менее – стоит попытаться посмотреть еще, увидеть, чему может научить легендарная классика. Попробуйте трюк с удалением реплик: он должен помочь сделать сценарий визуальным и смешным даже без них. В этом суть кино, недаром же его называют «движущимися картинками»! 

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи. Авторизуйтесь, пожалуйста.

© 2018 "Лига кино" | All rights reserved