БоДжек: театральная драматургия. Разбор сценария

25 Июня 2019
Серия-стендап на похоронах матери БоДжека (5-й сезон, 6-я серия) стала своего рода сенсацией: подобный минимализм крайне необычно видеть в анимационном сериале, когда практически все, что происходит в эпизоде, статично и держится в основном на монологе. По большому счету, структура этой серии имеет куда больше общего с театральной драматургией, чем с кино.

Неслучайно в самом начале серии отец БоДжека, Биттерскотч, замечает, что его жена «выкинула фортель» - посмотрела с подружками «Кукольный дом» Ибсена. Театральное измерение задается с самого начала. Легко можно представить монолог БоДжека, прочитанный актером, стоящим на абсолютно пустой сцене – и это будет работать.   
 
Средства киноязыка задействуются в краткой вставке про отца БоДжека, при смене планов, и в момент, когда сам БоДжек погружается в воспоминания о танце матери на семейном вечере.
При всем при этом эпизод не выпадает из темы сериала, и даже такими небольшими средствами передана основная проблема БоДжека и его семьи: они несчастны и эта «несчастливость» преемственна – а как от этого избавиться, не вполне понятно. Нечто подобное мы видели в серии «Стрела времени» из предыдущего сезона (11-я серия), и в серии про бабушку БоДжека («Старый дом Шугарменов», 4-й сезон 2-я серия). 
 
Пересказывать и анализировать сюжет этой серии непросто – можно просто дословно повторить то, что говорит БоДжек. Однако его речь держится вокруг нескольких понятий, которые в процессе рефлексии меняют свою наполнение, и зрители могут переживать этот процесс вместе с БоДжеком. Это понятия «бесплатные чурро», «я тебя вижу», «стендап» (как форма выступления сама по себе, шутки и предмет рефлексии БоДжека) и «смерть» (что неудивительно, учитывая тему серии, но говорит он не только о матери). 
 
Конфликт в этой серии такой же, какой и во всем сериале: невозможность получить от другого человека то, что сделает тебя счастливым, и невозможность быть счастливым самому. Однако здесь создатели усиливают это двумя средствами: а) неподходящей формой выступления, оскорбительной как для присутствующих, так и для матери БоДжека, если бы она была жива и б) самой ситуацией похорон – все попытки БоДжека задеть мать или получить ее одобрение уже бесполезны. 
 
То есть, с самого начала серии (после тизера), поле драматического напряжения уже значительно расширено, самим фактом стендапа на похоронах. Однако это то, что только и может сделать БоДжек, в рамках своего характера . Когда он пытается сказать что-то, что обычно говорят в таких ситуациях, у него выходит очень банально и вяло, и он, как актер, не может этого переносить. Даже на похоронах аудитория – это аудитория, которую нужно завоевать. Что он и делает, включая в свое выступление и местных музыкантов. 
 
БоДжек искренен в своем нарциссизме, и потому ведет себя неуместно, что в любом другом сериале выглядело бы как комедийный характер, но его желания и травмы, столь же искренние, делают его классическим героем драмеди. Причем можно заметить, что эти характеристики достаточно стабильны: здесь нет классического развития персонажа, скорее мы его узнаем лучше с каждой новой серией, что, в целом, совпадает с тем, как развивается сериал. Да, у нас есть линейная история для каждого сезона, будь то эпопея с получением Оскара или съемки очередного фильма, но основное раскрытие персонажей связано, прежде всего, с прошлым, с их ошибками или ошибками их родителей. Это те серии, которые вызывают больше всего эмоций у аудитории – достаточно посмотреть рейтинг самых высокооценненных эпизодов сериала, чтобы убедиться в этом.
 
Как развивается рефлексия БоДжека в этом эпизоде? Сначала он общается с гробом матери так, как он бы делал, если бы она была жива, пытается шутить, просит ее отвечать стуком на его провокационные вопросы. В этом есть почти ликование – он может делать то, за что раньше ему могло бы от нее достаться. Он даже закрыл крышку гроба, несмотря на ее желание быть на прощании с открытым лицом. Однако когда первая волна эмоций стихает, БоДжек говорит о том, чего ему действительно не хватало от матери, и по инерции пытается получить от гроба и это. И зритель, и сам БоДжек прекрасно понимают, что никакого ответа не будет. Затем, через воспоминания о смерти родных и близких, и о его детстве, Боджек приходит к тому, что его мать, Беатрис, как и его отец, были такими же «людьми», как и он сам – столь же несчастными, не способными по-настоящему разглядеть друг друга. Перед смертью его мать все же сказала БоДжеку: «Я тебя вижу», слова, о которых он действительно мечтал, но тут же встала другая проблема. Что имела в виду Беатрис? Она видит его как личность? Как ничтожество? Или она просто прочитала офтальмологический плакат на стене позади БоДжека? На этот вопрос он никогда не получит ответа. Через это БоДжек, может быть, впервые в сериале, приходит к какому-то сочувствию не только к себе, но и к своим родителям, которые его не любили. 
 
Однако, как и в серии «Стрела времени», несмотря на понимание того, как «правильно», БоДжек в итоге выражает ту же самую риторику, к которой прибегал его отец: он говорит, что, в конце концов, полагаться ни на кого нельзя. Его попытка поступить благородно глупо кончается – оказывается, что он перепутал зал для церемонии прощания. В этом смысле он истинный сын своих родителей. Время от времени он говорит словами как матери, так и отца, и все его благие начинания кончаются, в лучшем случае, глупо, а в худшем – трагедией. 
 
Будет ли у этой истории хэппи-энд? Вряд ли. Но скорее всего мы увидим дальнейшее углубление характеров. «Конь БоДжек» не относятся к числу тех сериалов, арки которых создаются с нуля перед каждым новым сезоном, и это видно даже по заставке, кадры из которой постепенно появляются в сериале. Проработка заметна и по тому, как усиливается качество каждого сезона, что является редкостью – не зря стало ходовым выражением словосочетание «слитый финал». Можно выразить осторожную надежду на то, что шестой сезон, во всяком случае, не будет хуже четвертого и пятого.

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи. Авторизуйтесь, пожалуйста.

© 2018 "Лига кино" | All rights reserved