10 самых сложных жанров для сценариста

16 Апреля 2019
10 самых сложных жанров для сценариста 

Нет никаких сомнений – если вы пишете для большого экрана, то почти наверняка вы пишете в каком-то жанре (даже если он смешанный). 
Если у сценария фильма есть определенный жанр, то его куда легче презентовать нужным людям, и у него почти наверняка найдется аудитория, которой этот фильм можно продать. 
Но какие жанры считаются самыми трудными, и почему? 

Для начала – нелюбимый жанр в любом случае не даст сценаристу работать быстро и с удовольствием. Если ты смотришь десятки фильмов ужасов в месяц, то работа над ромкомом почти наверняка застопорится, невзирая на величину морковки, которая болтается перед твоим носом. В любимом жанре ты уже знаешь его конвенции, что является клише и как их можно избежать. 

Но даже если у тебя есть любимый жанр – почти наверняка тебе рано или поздно придется столкнуться со смешанной его разновидностью, которую бывает сложно не то, что продать, а даже просто объяснить потенциальному режиссеру/продюсеру. 

Итак, что же это за 10 жанров? 

1. Комедия 

Ничего удивительного, комедию действительно признают одним из самых сложных жанров. Есть мнение, что лучше сильная история, где есть один-два смешных момента, чем слабая, в которой зритель смеется, не переставая – и это действительно так. Необходимость в хорошо сделанной истории не исчезает от того, что ее жанр – это комедия. 
Лучшее, что может сделать сценарист, если у него застопорилась работа над комедией – это найти соавтора, согласно старой присказке про две головы, которые, как известно, лучше одной. Партнер привнесет в работу и критический взгляд, и свежие идеи. 

2. Ромком 

Ромкомы мало того что должны иметь все достоинства комедии обычной – так они, очевидно, должны быть еще и романтическими. А понятие «романтики», как и чувство юмора, глубоко субъективно у каждого человека. Ставки повышаются вдвое. 

У ромкомов есть очевидная структура, которой необходимо придерживаться. Наши герои должны встретиться… и возненавидеть друг друга, на некоторое время. Потом они начнут нравиться друг другу, где-то ближе к середине у них случится постельная сцена (и тут тоже крайне важно иметь вкус), они поссорятся, но не смогут друг без друга и затем помирятся. Почти наверняка каждый читающий эту статью вспомнил пример фильма с такой структурой – и, конечно же, понял, в чем сложность этого жанра. Очень легко впасть в клише. 

Самое главное, что следует сделать в ромкоме – это правильно выстроить химию между персонажами. При всех внешних различиях истинные цели героев должны быть достаточно близкими. Поставьте их в условия соревнования, пусть они будут адвокатами-противниками в суде, или станут биться за некий политический пост. Такое обрамление повысить напряжение… и даст вам возможность развивать вторую линию в сценарии. 

 3. Исторические драмы 

Этот пункт – скорее не о жанре, а о том, что действие картины происходит не в наше время. Так что если вы беретесь за сценарий, главные герои которого одеты как-то по-другому, чем мы с вами, то первым делом определитесь с жанром. Это может быть что угодно: хоррор, комедия, ромком. 

Далее ваше дело – это узнать как можно больше подробностей об интересующем вас периоде, потому что это важно. Бытовавшие в то время традиции и правила поведения обязательно подскажут вам новые сюжетные повороты. 

4. Комедийный хоррор 

Сочинять в этом жанре нелегко, еще труднее найти тот самый правильный тон. Люди часто шутят в кошмарных ситуациях, потому что это очень эффективный способ сбросить напряжение. Но суть в том, чтобы точно знать, когда нужно остановиться с шутками, так, чтобы это работало. Когда зрители начинают нервничать, им прямо-таки необходим смех, чтобы избавиться от напряжения. Однако если они до этого были недостаточно напуганы, то и шутка сработает не так, как хотелось бы. Слишком рискованная шутка разрушит всю сцену…но она же может быть совершенно уместной, если устрашающая ситуация ей подходит. 

Как и в ромкоме, сфокусируйся на отношениях между персонажами – это то, что поможет держать баланс. Чтобы проверить, все ли хорошо, попробуй убрать какой-либо жанровый элемент. Без хоррора комедия все равно должна работать, как и наоборот. (Как пример – Зомбилэнд; даже без зомби это было бы все равно смешное кино, а без комедийной парочки главных героев – неплохое кино про зомби). 

5. Фильмы с монстрами 

Это, казалось бы, весьма простая разновидность сюжета. Откуда-то (из-под земли, воды, из космоса) появляется монстр, и терроризирует людей. Среди них находится некий герой, который будет бороться с монстром, даже тогда, когда покажется, что совсем нет надежды, и в конце обязательно его победит. 

Но это не так просто написать. Фильм должен быть не о неком чудище, о внутреннем недостатке героя, который нужно исправить, чтобы победить (а в идеале измениться должны и люди вокруг него). Монстр – это просто визуальное выражение этого недостатка. Если этого сходства между героем и монстром не будет – то структура не сработает. Равно как и нельзя быстро победить монстра (если это только не обманный ход) – свои недостатки мы исправляем не так чтобы очень легко и без боя. 

Другой вопрос – как найти адекватное выражение людских недостатков в виде оригинального монстра (а не просто, допустим, оборотня, которой напал на коммуну, члены которой страдают лицемерием), и чтобы при этом оно, хотя бы на подсознательном уровне, считывалось. 

6. Драмеди 

Драму как таковую нельзя назвать хорошо окупающимся жанром: мало кто хочет пойти в кино, чтобы гарантированно получить негативные эмоции. Это одна из причин, по которой развитие драмеди как жанра было неизбежно. 

Существуют два типа драмеди. Один из них – это человеческая история, когда персонажи противопоставляются теме и демонстрируют эффекты этой темы на других. Второй – о двух персонажах, или группах персонажей, каждая из которых выражает свою точку зрения на определенную тему (и из которой вырастает центральный конфликт). Проблема здесь та же, что и с комедийным хоррором - как выдержать правильный тон между комедией и драмой? 

Работа над персонажами, вот ключ к решению этой проблемы. Они должны быть многослойными, иметь мнения, причуды, цели, внутреннюю борьбу и в некоторых случаях лицемерить. А если все это будет помещено в необычный сеттинг – тем лучше. 

7. Байопик 

Если оставить в стороне традиционные для байопиков вопросы о юридических правах, или даже о том, настолько ли интересна чья-то жизнь, чтобы ее экранизировать – все равно остается много иных трудностей. 

Грань между документальной и игровой частью – один из таких вопросов. Нередки фильмы, в которых итоговый результат можно назвать биографическим только с большой натяжкой, и не всегда в этом виноваты авторы сценария: просто исходный материал был не слишком драматическим. 

Другие байопики используют биографию только как способ использовать большие исторические события, на фоне которых проходила жизнь человека. 

В любом случае придется проделать очень большую, схожую с детективной, работу в архивах. 

И даже если в сценарии все будет сделано хорошо, персонаж получится живой, но при этом вписанный в свое время – всегда останется шанс убить эту работу посредством неточного кастинга.

Лучший способ работать с биографическим материалом – это не пытаться показать всю жизнь человека за два часа, а сфокусироваться на неком событии, как это было, например, с «Королевской речью». 

8. Спортивная драма 

Самая большая проблема этого жанра – в его клишированности. Пересказав сюжет одного фильма, мы с большой вероятностью сможем приложить это описание к любому другому. 

Секрет хорошей спортивной драмы кроется в двух вещах: 
- это не про спорт, а про отношения между людьми; 
- учитель главного героя должен быть невероятно харизматичным. - реальная история в основе (тут сценаристу пригодятся навыки расследования, которые он использовал в байопике и исторической драме). 
В этом смысле «Одержимость» вполне можно назвать спортивной драмой. 

9. Ситком 

Если взять комедию и умножить все ее трудности на 2 – это будет ситком. 

Этот жанр нуждается в большом количестве отлично проработанных главных персонажей (4-5, а также второстепенных, которые будут то появляться, то исчезать). Также он должен иметь понятную и интересную локацию, а также причину, по которой персонажи ненавидят друг друга, и которая не иссякнет и через 100 с лишним серий. 
И как всегда, лучший ключ к тому, чтобы написать отличный ситком – это основываться на реальности. Погружение в реальность дает сюжету дополнительную точку опоры. 

10. Анимация 

Стать анимационным сценаристом действительно трудно. Большие студии, как правило, расписывают свои проекты на 10-15 лет вперед и имеют уже свой штат специалистов. 

Но даже не это основная трудность. Сам язык анимации требует другого способа письма, связанного, в том числе, с техническими требованиями. Мало диалогов, не должно быть слишком много персонажей в сцене, надо понимать специфику движения на экране. При этом описания должны быть очень детальными и атмосферными – художники должны знать, что они будут изображать. 

Как правило, в сценаристы анимации попадают либо из иных смежных профессий (режиссер, художник-аниматор), либо когда уже есть опыт создания отличных игровых сценариев. 

Как бы то ни было, никто не подразумевал, что в этой профессии все будет легко. Только обучение и практика, на протяжении всей жизни, позволят в итоге создать что-то действительно достойное.

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи. Авторизуйтесь, пожалуйста.

© 2018 "Лига кино" | All rights reserved