Сценарий комикса

Сценарий комикса

01.08.2019
Огромная часть киноиндустрии основана на комиксах и графических романах. И это не только Marvel и DC – более камерные истории также находят свое воплощение, такие как «Олдбой» Пака Чхан Ука и «Персеполис» Маржан Сатрапи. В России в октябре 2019 должен выйти в прокат «Майор Гром: Чумной доктор» режиссера Владимира Беседина, во всяком случае, об этой дате заявляют создатели фильма.

Чаще всего комиксы создаются авторами, чья основная профессия связана с рисованием, однако немало и таких, кто предпочитает работать в соавторстве со сценаристом или писателем.

Разработка комикса состоит из нескольких этапов. Первое – это идея. Самая частая ошибка на этом этапе, еще до того, как вы написали аутлайн комикса – создавать слишком грандиозную вселенную, с зашкаливающим количеством экшна и объединяющую в себе разные, порой несовместимые стили. Слишком много ярких деталей говорит о том, что вы на самом деле не представляете, о чем хотите написать.

Запишите все на бумаге – и вы увидите, что идею нужно уточнять, а значит, избавляться от лишнего. Напишите аутлайн, поэпизодник, создайте beat-sheet, используйте «метод снежинки» – в вашем распоряжении самые разные сценарные техники, суть которых сводится к тому, чтобы туманный замысел обрел структуру. Но при этом держите в голове, что вы создаете комикс, а это значит, что у читателя должна быть мотивация переворачивать каждую страницу (количество которых, в случае графического романа, может доходить до 120-150). Некоторые российские комиксисты (а вероятно, не только они) пишут поэпизодник/аутлайн прямо на разворотах, одновременно продумывая композицию листа – это позволяет им лучше представить итоговый результат и не выйти за рамки формата.

Однако даже если ваш стиль рисования отличается минимализмом («палка, палка, огуречик»), прибегнуть к такому способу написания все равно стоит. В комиксах очень часто используются те же самые «операторские средства», что и в классической раскадровке для фильма: наезды, отъезды, панорама, ракурсы. Таким образом вы прокачаете в себе и навыки сторибордиста, что для сценариста лишним никогда не будет, и лучше поймете пространство, с которым вы работаете.

Записывайте все. По мере того, как вы будете уточнять замысел – вам будут приходить уже более гармоничные детали, ситуации, черты характера персонажей, и почти наверняка вам захочется внести их в структуру будущего комикса.

В случае, если в вашей истории есть флеш- и форвард-бэки, и вообще какие-либо игры со временем, то необходимо создать некий «таймлайн» событий, чтобы вы понимали, что за чем хронологически следует. Иначе есть риск не только самому запутаться, но и запутать читателя.

Также важна проработка персонажей. Художник, в соавторстве с которым вы работаете, может предоставить вам его визуальное исполнение, однако ваше дело – следить, чтобы поступки не выбивались из концепции персонажа, и чтобы он обладал достаточной глубиной для того, чтобы развиваться. По сути, вам нужно иметь библию персонажей, подобно тому, как это делается для сериалов: у вас есть эталон, и при создании сюжета вы с ним сверяетесь.

Вопрос композиции страницы очень важный и сложный, и имеет прямое отношение к ритму произведения. У вас, как у сценариста, никогда не будет возможности выписывать бесконечные описания и диалоги. Все зависит от баланса изображения (стиля), действия и диалогов – и перегрузить страницу очень легко, особенно если художник обладает высокодетализированным, сложным стилем рисования. На самом деле, чем проще вы будете писать, тем легче будет выстроить взаимодействие – как с вашим соавтором, так и с читателем. Исключение составляют работы, в которых должен быть силен поэтический компонент, но такие произведения чаще всего создаются автором-одиночкой.

В случае, если вы пишете сценарий комикса на развороте листа, компонуя действия в панели – следите за тем, чтобы текст действительно описывал то, что читатель в ней увидит. Очень редко это описание потребует больше двух предложений (а если потребует – то это плохое описание).

Чем хороши комиксы, так это (помимо всего прочего) своим экономическим аспектом. Помещаете вы свою историю в пустом белом пространстве или в далекой галактике с кучей странных персонажей – разница в стоимости создания будет не такой большой, как в случае кинопроизводства. Как только вы придумаете сильную историю – вы можете писать ее в любом сеттинге.

Важно понимать, что возможности для создания подтекста здесь ограничены. Это не значит, что нельзя написать глубокую историю, затрагивающую философские вопросы, но если вы попытаетесь это сделать – вы будете упираться в маленькое пространство для текста, при доминирующей визуальности. Это причина, по которой комиксы, при всей своей зрелищности, часто выглядят поверхностными.

Часто в российских киновузах будущим сценаристам и режиссерам дают задание – написать/снять этюд без диалогов. Это отличное упражнение для того, чтобы понять природу визуального языка кино, и оно еще более полезно, когда вы создаете сценарий для комикса.

Если вам действительно нравится эта форма искусства, то можно посоветовать читать как можно больше, и анализировать, почему авторы выбирают тот или иной тип расположения панелей и визуальный стиль, в каком отношении к ним находится текст и как все это вместе передает смысл истории. Не исключено, что при этом вы обнаружите для себя много интересного.

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи. Авторизуйтесь, пожалуйста.

© 2018 "Лига кино" | All rights reserved