Пионеры русской анимации

Пионеры русской анимации

09.08.2019
История всего кинематографа в каком-то смысле началась с анимированных изображений. Фенакистископ и его разнообразные аналоги и модификации пользовались большой популярностью еще за шестьдесят лет до самого первого в мире публичного показа, который состоялся 25 декабря 1895 года на бульваре Капуцинок. Днем рождения рисованной мультипликации считается 30 августа 1877 года, когда французский изобретатель и художник Эмиль Рейно запатентовал свое изобретение – праксиноскоп, прибор, который позволял увидеть движущиеся рисунки не одному зрителю, а нескольким сразу.

В конце XIX и начале XX века мир переживал настоящий кинематографический бум. В нескольких странах одновременно появлялись авторы, которым суждено было войти в историю основателями тех или иных направлений в кинематографе. В анимации такими людьми стали уже упоминавшийся Эмиль Рейно, Джеймс Стюарт Блэктон, Эмиль Коль, Уинзор Маккей и, конечно, Александр Ширяев и Владислав Старевич.

Владислав Старевич долгое время считался первым русским мультипликатором, до тех пор, пока в 1995 году не был открыт личный архив Александра Ширяева, балетмейстера и режиссера. Киноисследователь Виктор Бочаров получил его от балетного фотографа Даниила Александровича Савельева, и в 2003 году сделал по части материалов документальный фильм под названием «Запоздавшая премьера» (ссылка на него в конце статьи). Ленту демонстрировали на Фестивале архивного кино в «Белых столбах».

Александр Ширяев родился 10 сентября 1867 года, в семье, где почти все, так или иначе, имели отношение к мирам театра, балета, музыки. Его путь был в известной мере предопределен, и уже ребенком он стал играть в спектаклях Александринского драматического театра. Он последовательно прошел по всем ступеням балетной карьеры того времени, от танцовщика до второго балетмейстера Мариинского театра.

Его взгляды на процесс постановки танца были в высшей степени необычными: он пользовался куклами, которых располагал по фазам движения, и затем зарисовывал каждое па. В итоге получалась длинная лента, из рисунков которой было возможно восстановить весь танец. Они до сих пор сохранились, и некоторые ленты в этих бобинах достигают до 70 метров.

В 1904-1905 годах, путешествуя по Европе, Александр Ширяев приобретает камеру Biokam, которая одновременно могла использоваться для съемки и для проявки пленки. В то время любительские съемки были популярным развлечением среди представителей высшего общества, однако они не считались чем-то серьезным. Когда Александр Ширяев обратился к дирекции Мариинского театра с тем, чтобы снимать артистов балета на камеру, он получил отказ.

Но Александра Ширяева это не остановило, в его стремлении запечатлеть для потомков современный ему танец. Он построил в комнате сцену, на которой досконально точно разыгрывались сценки из балетов, а позднее – и маленькие игровые моменты.

«Шутка Арлекина», «Пьеро-художники», «Пьеро и Коломбина» - наиболее типичные образцы его творчества. До сих пор не вполне ясно, как именно Александру Ширяеву удавалось настолько точно воспроизводить балетные па, но его произведения до сих служат ценным источником информации как для исследователей балета, так и для кинематографистов.
Судьба Александра Ширяева как кинематографиста была не слишком удачной, да и сам он не считал кукольную анимацию чем-то значимым. Он занимался этим с единственной целью – запечатлеть движение для своих учеников (и будущих поколений).

Мультфильмы Владислава Старевича, как самые первые сохранившиеся («Прекрасная Люканида», 1910), так и поздние работы (такие, как первый в мире полнометражный кукольный мультфильм «Рейнеке-лис», 1929-1930, или «Щенок-талисман», 1933) производят завораживающее впечатление. В свое время даже считали, что Старевич научился дрессировать насекомых, и на съемочной площадке они играют по-настоящему, настолько сильна была иллюзия жизни. Секрет технологии режиссер так до конца и не раскрыл, до самого конца жизни предпочитая делать основную работу в одиночестве.

Вероятно, дело было в доскональном знании предмета – с 5 класса гимназии он изучал энтомологию, а его макеты насекомых невозможно было отличить от настоящих. Кроме того, тогда же он увлекся фотографией. После гимназии он пошел работать смотрителем музея в городе Ковно, где в 1909 году снял два фильма – «Жизнь стрекоз» и «Жуки-скарабеи». Оба фильма не сохранились, однако их создание привело к тому, что Владислав Старевич переехал в Москву, на студию Александра Ханжонкова.

Фильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» вышел в 1912 году, и открыл череду лент, которые позднее войдут в золотой фонд мирового кинематографа. В него также вошли «Месть кинематографического оператора» (1912), «Стрекоза и муравей» (1913), «Рождество у обитателей леса» (1913), «Весёлые сценки из жизни животных» (1913). Все они пользовались бешеным успехом у публики.

К сожалению, с началом революции Владиславу Старевичу с семьей пришлось эмигрировать, и оставшуюся половину жизни он провел во Франции. В 1930-м году он создал первый в мире полнометражный кукольный мультфильм «Рейнеке-лис», по одноименному роману Гёте. Изначально мультфильм создавался как немой, однако в 1937 году его озвучили на французском языке, а затем и на немецком. Несмотря на отсутствие доступного русского перевода в Интернете, юмор картины интуитивно понятен, и смотрится она легко.

Дальнейшая жизнь Владислава Старевича складывалась трудно, и в иные годы ему приходилось заниматься созданием рекламных роликов, а то и вовсе – продажей своих кукол. Когда в 1956 году он встретился с Иваном Ивановым-Вано, чтобы договориться о совместном проекте на территории СССР – государство этому воспротивилось.

С приходом революции развитие мультипликации остановилось – но ненадолго. Впереди были авангардные 20-е годы.

Краткий плейлист для знакомства с темой:

Документальный фильм Виктора Бочарова «Александр Ширяев. Запоздавшая премьера» (2003)
https://www.youtube.com/watch?v=ObdUGApMCNY&list=PLGeJ66QTnvNEKP91L84-V0CSJbzdCEm-L

Картины Александра Ширяева: https://www.youtube.com/watch?v=shvtwOGRzI4&list=PLY481AdubgGIuq38B_kgsT53g7InGz_Tz 

Мультфильмы Владислава Старевича: https://www.youtube.com/playlist?list=PLm7om7ns1kZvujCRQ2oJJOSgl5-FC2iPt 

Лекция об истории анимации от Павла Шведова http://multazbuka.ru/vtoraya

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи. Авторизуйтесь, пожалуйста.

© 2018 "Лига кино" | All rights reserved