Фильм «Бегущий по лезвию 2049». Особое мнение

Фильм «Бегущий по лезвию 2049». Особое мнение
6 Октября 2017
Выпускник "Лиги Кино" высказывает свое мнение

Ремейк, ребут, спин-офф, сиквел – ненавидимые киноманами всей планеты термины, которые, по мнению многих, имеют тлетворное влияние на киноискусство. Ведь в последнее десятилетие эти самые паразиты захватили больше половины киносеансов, и зрителям просто ничего не остается, как ходить на бесконечных «Пиратов», «Пауков», «Суперменов», и т.д. Оригинальные сценарии не выродились, вовсе нет, просто продюсеры перестали вкладывать в них деньги. И если на франшизы киноманы смотрят более-менее спокойно, то ребуты и сиквелы классических картин, это как красная тряпка для быка. Ведь даже при непосредственном участии самих создателей оригинала можно сесть в лужу, что прекрасно доказал Спилберг с «Индианой Джонсом» и «Королевством хрустального черепа», и Джордж Лукас с приквелом «Звездных войн».

Но это мейнстримные развлекательные картины. А что будет, если студия захочет снять сиквел фильма, который всегда находился за границей простого развлечения и гулял по полю артхауса? Уже в год своего выхода оригинальный «Бегущий по лезвию» был слишком необычен для восприятия зрителем. Непростая книга Филипа Дика вылилась в сложную, безумно красивую, медитативную притчу-размышление. Зритель тогда картину не принял, критики обругали, прокат принес убытки, и провалиться фильму в забвение… НО! Режиссерская версия расставила все на свои места. Фильм получил несколько дополнительных идейных пластов, превратился в философский кубик-рубика и стал классикой, оказавшей значительное влияние на формирование нового киноязыка в научной фантастике. Казалось бы, настолько законченное произведение не требует продолжения или переосмысления. Благо, что и спустя 35 лет после выхода, к картине можно возвращаться и искать в ней что-то новое. Но XXI век требует сиквелов, и продюсер в лице Ридли Скотта решил продолжить свою картину. Раз уж он посягнул на одну свою священную корову, и почти зарезал ее в этом году, то что мешало убить и вторую?

Лучик надежды забрезжил, когда сценарист оригинальной картины Хэмптон Фанчер взялся писать скрипт сиквела. А назначение режиссером очень самобытного творца с ярко выраженным художественным видением Дени Вильнева дало некую уверенность, что совсем уж дикого ужаса мы не увидим и хотя бы приятно проведем время в кинотеатре. Этот год точно войдет в историю кино как год, когда зрители получили идеальный сиквел фильма, которому не требовалось продолжение. После просмотра у многих наверняка сложится впечатление, что Вильнев со съемочной командой перенесся в 80-е, и снял кино в ту эпоху. Иначе ничем не объяснить, насколько точно он воссоздает тягучую атмосферу неонуара. Как фанат, он в точности следует букве Ридли Скотта (даже концептуально повторяет финал), а как большой творец, расширяет границы «Бегущего». Фабульно фильм в точности копирует оригинал, но драматургически развивается совсем в ином направлении. В этом и состоит главное различие, казалось бы, идентичных картин. «Бегущий по лезвию 2049» оказался очень самобытным кино, которое можно смотреть в отрыве от оригинала.

А все благодаря тому, что, Вильнев наделил картину своим уникальным авторским почерком. Там, где Ридли Скотт играл с плавностью повествования, и экспериментировал с темпо ритом, Вильнев пускается в медитативную созерцательность. Порой в открытую цитирует Призрака в доспехах Масамунэ Сиро, и Сталкера Тарковского. Он строит все повествование и акценты вокруг одного персонажа в исполнении Райна Гослинга, очень удачно вписавшегося в антураж будущего. Его офицер Кей, бегущий по лезвию интересен, и Вильнев заставляет зрителя смотреть на мир, через призму его глаз. Через окружение офицера Кей мы проходим с ним весь его эмоциональный путь и развитие, а также ищем ответ на непростой вопрос – "тварь я дрожащая или право имею"?

Но, к сожалению, все выдающиеся достоинства картины могут сыграть с ней злую шутку. На дворе 2017 год, и зритель не привык, идя на фантастику в кинотеатр, получать на выходе медленное, плавное и поэтическое кинополотно. Это кино совсем из другого мира, снятое на непонятном киноязыке. Трехчасовой хронометраж с малым количеством событий, почти отсутствующим экшеном и низким эмоциональным откликом. Персонажи не любят разглагольствовать, а предпочитают больше разговаривать внутри себя, за исключением разве что Уолласа в исполнении Джареда Лето. Его антагонист поначалу кажется слишком претенциозной персоной, изъясняющейся цитатами из Библии, и с явной простотой мотивации. Но ближе к концу картины, все его закидоны находят логическое объяснение, во многом даже благодаря визуальной составляющей. Просто внимательно следите за всеми сценами в стенах корпорации. Ведь блистательная режиссура, великолепный арт-дирекшен и волшебная операторская работа очень сильно помогают артисту Лето формировать образ. За эмоциональный же накал отдувается обаятельная Ана Де Армас, которая попала в образ на все 100%. Чтобы не спойлерить, про Харрисона Форда ни слова. Можно сказать проще, в фильме он есть.

Но не только актерским составом силен «Бегущий по лезвию 2049». Вильнев вместе с большим мастером камеры Роджером Дикенсом сотворил самый визуально выдающийся фильм последних лет. Существуют картины с вылизанной картинкой, с красивым изображением и безупречной операторской работой. Но то, что показывает зрителю Дикенс, абсолютно за гранью привычного киноизображения. Его работа со светом, тенью, палитрой и композицией формируют в высшей степени выдающееся высокохудожественное изображение. Мельчайшая деталь в кадре, свет и цвет работают на драматургию, помогают в развитии сюжета, созданию уникальной и обволакивающей атмосферы. С большой долей уверенности можно утверждать, что 14-я по счету номинация Дикенса в этом году точно обернется золотой статуэткой. Красивее в этом году (да и в последнюю пятилетку, если быть честными) просто никто не снимал. Кстати, картина снята на новые камеры Arri Alexa, и размерность картинки 1.90:1 полностью соответствует параметрам экрана IMAX. Поэтому при возможности картину лучше лицезреть именно в этих кинозалах. Вы получите почти в два раза больше визуальной информации по сравнению с обычными залами, где формат будет обрезан до 2.39:1.

В итоге поэтичность повествования Вильнева встречается с поэтичностью камеры Дикенса, и вместе они рождают на свет одного из ярчайших представителей фантастических неонуарных картин. «Бегущий по лезвию» был уникален и до 2017 года был один. Теперь у него есть брат, который вполне может стать лучшим фильмом этого года.

Оценка: 9/10

Автор: Дмитрий Ежов, выпускник 7-й сценарной мастерской «Лиги Кино», артист Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, режиссер коротких метров.

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи. Авторизуйтесь, пожалуйста.

© 2017 "Лига кино" | All rights reserved