Мы открываем рубрику "советы юриста по интеллектуальному праву"

Мы открываем рубрику "советы юриста по интеллектуальному праву"
27 Февраля 2018
Мы открываем рубрику "советы юриста по интеллектуальному праву".

Регулярно будут выходить статьи с ответами на популярные вопросы по авторскому праву. Отвечать на них будет юрист, специалист по праву интеллектуальной собственности, выпускник 5й сценарной мастерской Олега Богатова киношколы «Лига Кино» - Артур Шведчиков.

Чем является фильм с точки зрения интеллектуальной собственности?

Даже самый неискушенный зритель знает, что фильмы делятся на многие категории: по продолжительности (короткометражные, полнометражные, многосерийный), по жанру (драма, комедия, хоррор и.т.д.), по назначению (жанровое или авторское). Однако, независимо от всех этих категорий, художественной ценности или степени известности режиссера, законодатель предусматривает равный статус для любого фильма, называя его аудиовизуальным произведением.
В соответствии со статьей 1263 ГК РФ аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств

Авторами фильма, согласно данной статье, являются следующие лица:
- режиссер-постановщик;
- автор сценария;
- композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для фильма.

Возникает закономерный вопрос, охраняются ли иные составные части фильма, помимо сценария, режиссуры и музыкального сопровождения?
Без сомнения, это так. Каждый кто сталкивался с кинопроизводством, знает, что в создании фильма принимает участие множество представителей творческих профессий. Практически каждый участник творческого процесса создаёт что-то уникальное и неповторимое. Оператор-постановщик определяет визуальное решение фильма, а художник – постановщик – изобразительное. Актеры своей игрой создают самостоятельные объекты – исполнения. Если в фильме присутствует анимация или компьютерная графика – это произведения дизайна. Фильм, будучи сложным объектом вбирает в себя огромное множество объектов интеллектуальной собственности. При этом, отсутствие прав на использование одного из объектов в составе готового фильма может повлечь невозможность использования фильма в целом.

Лицом, занимающимся сбором прав на составные элементы фильма, как правило, является продюсер. В соответствии со статьей 1240 ГК РФ Лицо, организовавшее создание сложного объекта (читаем «продюсер»), включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.

При этом, законодательством запрещено ограничивать использование объектов, право использования которых приобретается продюсером. Данное положение снижает вероятность злоупотреблений со стороны авторов, передающих права на результаты своего творческого труда. Не трудно предположить с какими трудностями столкнулся бы продюсер, если из-за ограниченного срока использования саундтрека он терял бы возможность использовать фильм.

Резюмируя вышесказанное, фильм, независимо от присущих ему качеств, является объектом интеллектуальной собственности – аудиовизуальным произведением. При этом, как сложный объект, он включает в себя большое количество самостоятельных объектов интеллектуальной собственности.
Грамотное определение правового статуса фильма и входящих в его состав объектов в конечном счёте позволяет сформировать монополию на его использование – стать обладателем исключительного права.
Продолжение следует…

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи. Авторизуйтесь, пожалуйста.

© 2018 "Лига кино" | All rights reserved