Отзыв о 4й лекции "Начального курса сериала"

Отзыв о 4й лекции "Начального курса сериала"
27 Декабря 2018
Как жаль что сегодняшняя лекция была последней!

Спасибо Вере Папоновой за живую и насыщенную лекцию-погружение в мир создания героя. Не знаю, как ей это удалось, но Вера смогла с первой минуты вовлечь в работу зал: хотелось искать решения и находить ответ. Одним слом Вера была нашим проводником в мир персонажей и познакомила с теориями, которые могут помочь сценаристу сделать своего героя интересным и реалистичным.

Какой герой интересен зрителю? Отвечая на этот вопрос, Вера подвела нас к понятиям likability (способность нравиться, симпатичность) и relatebility (возможность соотнести себя с героем). Если раньше было принято считать непременным условием создания популярного персонажа первое, то сейчас стало ясно, что на одной likability далеко не уедешь, зрителю мало сочувствовать и проявлять эмпатию, он хочет сопоставить себя с героем, быть похожим на него. Поэтому на сегодняшний день основным качеством для героя является наличие relateability, именно эта способность придает фильму достоверность и вызывает зрительский интерес. Достигнуть relateability помогают реалистичность героя, его ценности и проблематика. Не стоит забывать что от кино ждут не только эмоций и развлечения. Затрагивая огромное количество проблем, кино выполняет и психотерапевтическую функцию –через сопереживание и наблюдение за героями зритель может найти решение как справиться с ними, может эмоционально встреться с проблемой, тем самым запуская процесс ее решения. Актуальность затронутых тем и вопросов, тем самым повышат relateability героя. Так на Российских экранах появились ряд фильмов: «Нелюбовь», «Теснота», «Близкие» объединяет которые тема взаимоотношений, точнее отсутствия таковых.

Третье о чем нужно помнить при создания героя – attitude – его отношение к чему-либо. Например. В описании можно указать большой нос, но лишь отношение к нему характеризует героя и мы безошибочно узнаем Сирано-де-Бержерака. Еще пример, сказать о докторе Хаусе, что он хромает – не сказать ничего. А вот отношение к собственной хромоте сильно характеризует героя. Оно является его уязвимым местом (Хаус стесняется хромоты, потому что она снижает его уважение к себе как к врачу), хромота рождает внутренний конфликт и межличностный (его отношения с коллегами и пациентами).

Говоря о конфликтах Вера выделила три их типа: внутренний, межличностный и внешний. Предпочтение такому делению она отдала, т.к. именно три уровня конфликта хорошо соотносится с жанрами. Так, например, драма предполагает наличие внутреннего конфликта, мелодрама – межличностного, боевики, ужасы и фильмы-катастрофы – внешнего.

Сравнив лекцию с салатом Оливье, Вера дала второй рецепт по созданию хорошего героя. Для изготовления понадобится: тайна, уязвимость, сокровище, цель и характеризация отношения к ней. Под сокровищем понимается способность или что-то ценное, что делает героя чуть лучше чем зритель, в то же время вызывая желание походить на героя». Цель нужна для создания арки развития персонажа, а отношение к ней работает на внутренний и межличностный конфликт. На примере Фореста Гампа Вера раскрыла в чем его тайна, показала уязвимость и сокровище. Об архетипах героев Вера советовал читать Кэмбла, конечно же Юнга, и Воглера.

Затем Вера порадовала игровым тестом, в котором искренне нужно было ответить на шесть вопросов. Каково же было удивление, когда именно эти шесть ответов легли в основу еще одной схемы по созданию героя. Под названием «Алмаз героя». Шесть ответов перекликались с 6 слоями героев: маской, страхом, истинным «Я», темной стороной, сильными чертами (конкурентным преимуществом) и уязвимостью. Подробно и на примерах разобрали, как взаимодействуют слои, и какие варианты развития персонажа при этом возникают. Вера открыла совсем неочевидные вещи, параллельно обсуждая психологическую основу происходящего и даже дала лайфхак по ведению переговоров. Разложили схему «алмаз героя» по трем актам, обсудив какие переходы от одного слоя к другому происходят в каждом акте, и рассмотрели примеры как выбор того или иного перехода влияет на персонажа: от разрешения истории в позитивном ключе и награды в виде Happy Endа, до попадания на темную сторону (например, Уолтер Уайт из сериал «Во все тяжкие»).

Еще одна теория основывается на понятиях consistency (предсказуемость и постоянство) и pаradox (парадокс). Предсказуемость позволяет зрителю установить с героем эмоциональную связь и понимать, что от него ждать. В ядре характера героя consistency и парадокс должны сочетаться, но еще лучше если они являются warring elements (элементами в состоянии войны) (как например легкомысленность и кокетство Скарлет О’Хара находится в контрасте с ее расчетливым и холодным умом). Постоянство, парадокс дополняются ценностями героя, отношением к чему-либо и эмоциями. Именно ценности, отношения и эмоции делают героя живым и дает актеру пространство для игры. Вера заметила, что ремарка «герой боится» не поможет сыграть страх, эмоции должны вытекать из характера героя и быть его реакцией на ситуацию. Ценности же это «форточка сценариста», возможность донести до зрителя свое видение.

Она также напомнила, что герой живет не в вакууме, ему нужна среда, т.е. контекст. Контекст складывается из: культуры (сюда относится этнический, социальный, религиозный и образовательный бэкграунды), исторического периода (здесь важны речь, темпоритм, поведение героев, скорость и пластика движения), локации (география, говор, привычки и традиция), рода занятия (речь, одежда, ценности) – каждый из пунктов сопровождался примерами и пояснениями.

Большое внимание уделили Backstory (предыстории) героя. Backstory напоминает айсберг: на страницы сценария попадает 10% придуманного, а 90% информации остается под водой. Без этих 90% герой будет картонным и пустым, но если поставить целью поведать зрителю всю предысторию полностью можно потерять его интерес ведь самой привлекательной должна оставаться история «сейчас». Backstory можно разделить на две части bio (собственно биография персонажа, информация, не зная которую зритель все равно поймет происходящее на экране) и story element (факты, напрямую влияющий на историю). К bio относятся физиология, психология и социология героя: т.е. его рост, пол, цвет глаз, темперамент; фрустрации, способности в том числе умственные; род занятий, политические взгляды, религия, семья, хобби. Важно не забывать что в хорошей истории те или иные элементы backstory нужны не просто так, но потому что важны для сюжета. Вера просила быть осторожнее с флеш-беками: его появление в сериале (а тем более в фильме) должно быть оправдано его влиянием на сюжет, как поворотной точки, кардинально меняющей представление о герое или об истории (как в «Рассказе служанке»).

Говоря об секретах создания описания Вера отметила, что если в него заложено движение актеру легко сыграть. (пример «Роковое влечение») И конечно же стоит делать описание предельно лаконичным и информативным. Если у писателя есть 2 страницы, то у сценариста всего 2 строки. Красный цвет не так передаст атмосферу героя, как алый/винный/кумачевый равно как и слова грустный/радостный слишком абстрактны.

Также успели поговорить о психологической теории 9 типов (или Эннеаграммах), популярной у голливудских сценаристов.

Подробно остановившись на первых типах, средствах по созданию арки героя, возможностях его развития в данной системе. Ответили на вопросы возможно ли изменение типов, их взаимодействие и о том какие уровни есть внутри каждого из типов.

Самое удивительное, что охватив огромный объем информации, мы успели уложиться в отведенные три часа. Трижды виват и трижды спасибо, Вера!

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи. Авторизуйтесь, пожалуйста.

© 2018 "Лига кино" | All rights reserved