Отзыв о 3й лекции "Начального курса сериала"

Отзыв о 3й лекции "Начального курса сериала"
19 Декабря 2018
Третью лекцию провел Константин Закашанский, и посвятил ее Истории. Потому что если не будет истории – не будет и интереса зрителя. Развитие сюжета удерживает у экранов и мешает нажать на кнопку пульта. Какой бы красивой не была картинка, без истории на нее максимум минут через десять станет скучно смотреть. Книгой рекомендуемой к прочтению, и не теряющей своей актуальности и по сей день Константин назвал.. нет не «Историю на миллион долларов» Макки и не «Драматургию фильма» Нехорошего, но «Поэтику» Аристотеля и не раз ссылался на нее.

Какой должна быть хорошая история? Прежде всего историей о ценностях, которые драматургия испытывает на прочность. Одним из главных признаков истории является наличие конфликта. Также истории нужен герой и его антагонист. Причем в качестве антагониста может выступать, как личность, так и природа, внутренний конфликт и т.д. Вслед за Аристотелем Константин обращает внимание на незыблемое правило, при отступлении от которого ждет разочарование зрителя – герой должен быть благороден. Разумеется, это не означает, что нужно обязательно включать сцену спасения девушки из беды или котенка с дерева. Но у героя должны быть понятия о мере допустимого, должны быть поступки, которые он никогда не совершит, т.е. своего рода кодекс чести, который сценаристу еще нужно найти способ выразить.

Благородных героев зритель любит и готов следить за их историей не переключая канал (примеры благородства можно найти и в таких, казалось бы не подходящих для этого сериалах как «Декстер» и «Клан Сопрано»).

Константин отмечал, что герой также должен вызывать эмпатию, потому что для зрителя важно иметь возможность сопереживать герою. А значит истории нужны перепетии – по Аристотелю, изменения состояния героя от счастья к несчастью, или от несчастья к счастью. Однако здесь важно не забывать, что событие в сценарии должно быть именно событием в жизни героя, влиять на него, без связи с героем даже очень масштабное событие становится ненужным. И наконец, чтобы зритель мог волноваться за героя как за себя, сочувствовать ему, необходимо узнавание – все то, что поможет зрителю проассоциировать героя с собой – деталь одежды, эмоциональная реакция (трудное пробуждение утром и нежелание идти на работу). При этом герой – не обычный человек: что-то его отличает, делает чуточку лучше. Например, у него есть мечта.

При создании сценария нужно осознавать факт, что зритель помимо эмоций хочет получать ликбез - т.е. чему-то научиться, а больше всего он хочет научиться отношениям. Поэтому сериалы, где герои умеют решать конфликты, строить отношения (дружественные, романтические, семейные) пользуются неизменной популярностью (напр. сериалы «Антураж», «Друзья»). Возвращаясь к принципам построения самой истории, Константин обратил внимании на важность соблюдения правила: у истории должны быть начало, середина и конец. Под началом подразумевается не первая сцена фильма, но точка возникновения конфликта. В конце же должно происходить разрешение этого конфликта. И конечно, нельзя забывать о проживании катарсиса – очищение души, ее воспитание, через сострадание и сопереживание герою.

В решении поставленных задач не нужно бояться штампов. Эта мысль сперва вызвала удивление, но Константин пояснил – штампы стали штампами, потому, что они работают, а значит не стоит ставить себе цель «сделать то, чего еще не было», лучше сделать как было, но по-другому. Каждый сценарист оживляет свое детище внося в него себя – свой опыт, свое проживание, свое волшебство.

Вслед за Александром Архиповым сравнив кино с повестью, а сериал с романом, он предложил использовать этюдный метод для раскрытия героев. Также говорили о жанрах и умении их различать (на примерах Ларс Фон Триера и Дэвида Линча), а также о предпочтениях, которые сегодня выдвигают телеканалы.

Отдельно обсудили вопрос, какие средства помогают растягивать историю и давать ей новое дыхание в последующих сезонах, отметив как тривиальные, не самые удачные решения (обесценивание финала первого сезона: – пойман не тот злодей, героиня ошиблась в выборе принца), так и нестандартные (например, герой успешно решает проблему, но в процессе создает/выяснят новые проблемы и трудности, которые ему предстоит решать во 2 сезоне).

В завершении же хочется процитировать Константина: «сценарий должен быть не хорошим, он должен быть к четвергу», потому что сценарист делает благое дело – дает людям работу, а всякая работа имеет свои договоренности и сроки.

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи. Авторизуйтесь, пожалуйста.

© 2018 "Лига кино" | All rights reserved