Отзыв о 2й лекции "Начального курса сериала"

Отзыв о 2й лекции "Начального курса сериала"
19 Декабря 2018
В субботу перед нами выступал Александр Архипов и делился своей методикой. Говорил он так увлеченно, что по окончании хотелось придумывать сцены и писать. Первостепенными для него являются тема, идея и персонаж. Говоря о процессе работы, он выделил следующие условные этапы:
- Тема
- Сеттинг (это не просто среда в которой происходит действие, не просто время и место, а более метафорично – мир под тем или иным углом зрения. Так сеттинг медицинских сериалов – не просто больница, а скорее перевалочный пункт, в котором идет сражение со смертью)
- Исследование (Research)
- «Подходы к снаряду» или «Этюдный метод»
- Синопсис
- Развернутый синопсис (с элементами сцен)
- Сценарий (особенно важен для первой серии)

Раз за разом Архипов призывал большое внимание уделить подготовительному периоду, не жалея на него времени. Прежде чем писать сценарий крайне важно погрузиться в материал: не только обращаясь к своему жизненному опыту, но и читать книги, смотреть фильмы по теме. После такого «Исследования», возникают дополнительные вопросы, которые помогают достигнуть большей глубины и наполненности. Задача этапа Research (Исследование)– «раскачать мозги» – заставить себя думать, видеть историю с разных сторон. Он отметил, что несмотря на банальность, большинство авторов этим советом пренебрегают, что сказывается на качестве сценариев.

Александр подчеркивал важность «Этюдного метода» как стимула для развития интуиции сценариста, которая нужна ему никак не меньше владения формой (т.е. знания ремесла). Под этюдом в данном случае подразумевается написание отдельной сцены (еще до этапа создания синопсиса и полноценного сценария), чем больше сцен – тем лучше. Не все они потом войдут в окончательный вариант сценария, а некоторые, впоследствии окажутся совсем на другом месте. Но писать надо, так как именно это дает истории объем, внутреннюю наполненность учит видеть задачи каждой сцены и уметь их решать.
Особого внимания требуют следующие ключевые сцены:
1. Открывающая сцена.
Задача открывающей сцены привлечь внимание зрителя и создать образ фильма. На примере первых минут сериалов «Настоящая кровь», «Измены» разобрали, что нужно для успешного решения этой задачи.
2. Первое появление героя или «Первый выход Гамлета».
Александр отметил, что многие начинающие сценаристы относятся к этой задаче утилитарно. А ведь героя важно заявить, и важно выбрать лучший способ. Например, зрителя можно удивить – вариант «аттракцион» хорошо представлен в фильмах «Пираты Карибского моря» (появление героя Джонни Деппа) и «Крокодил Данди 2». Или продемонстрировать доминанту – главную черту характера героя (Пр. «Лучше не бывает») Часто 1 и 2 сцены совмещают, но формат сериала позволяет их сделать отдельно.
3. Сцена, когда герой один.
Также является одной из важных сцен, хоть и не сюжетной. Эта сцена дает возможность раскрыть персонажа, показать запрятанные вглубь чувства и эмоции. (Как, например, в фильме «Один дома» герой в отсутствии семьи отрывается по полной, один за другим нарушая запреты)
4. Сцена встречи героя и антагониста.
Причем антагонисту не обязательно быть Злодей Злодеичем и люто ненавидеть героя. Все может проходить вполне благопристойно как в фильме «Служебный роман» (Встреча Новосельцева и Самохвалова)
5. Финальная сцена.
Крайне важно видеть финальную точку истории еще до написания синопсиса.
6. Пролог и Эпилог.
Архипов настоятельно рекомендовал обязательно придумать Пролог, в идеале и написать, т.к. он обогащает пространство экрана за счет темного поля (например, мы видим супругов, после скандала и достраиваем недостающее, хотя сам скандал – пролог, остался за кадром)
Эпилог, похожий по атмосфере на открывающую сцену, дает прочувствовать интонацию фильма, в то же время являясь необходимым после кульминации отдыхом.
Несмотря на возможность, что часть этих сцен может вообще не попасть в окончательную версию сценария (часто случается с прологом) или же видоизмениться, не стоит ими пренебрегать. Они сближают автора с героями, дают прочувствовать материал, перевести работу с ним на интуитивный уровень. А умение пропускать написанные сцены, также важно, как и их писать, ведь кино это искусство достраивать звенья. Так можно балансировать между Азиатским кино, со склонностью к подробному изложению, и Европейским – «убирать все что можно без потери смысла».

Уделили время вопросу, «как удержать интерес зрителя» и различию в ответах, которые дают форматы кино и сериала. Если фильм (аналогом которого в литературе является «повесть») решает задачу привлечения внимания за счет поддержания нужного темпа. То для сериала (соответствующему жанру «роман») в связи с его объемом, и множеством ракурсов целесообразно пользоваться блочной структурой: каждый из трех актов основной сюжетной линии подразделяется на 2-5 блоков, каждый из которых является микрофильмом со своей завязкой, кульминацией и развязкой. В качестве примера для разбора был приведен фильм «Джентельмены удачи» (блоки: «тюрьма», «побег», «на даче»), и в каждом из блоков у героя своя цель помогающая в решении главной (втереться в доверие, бежать из тюрьмы, вернуть сокровища).

Т.н. блочный синопсис Александр считает более удобным в работе, чем сдерживающий развитие сценария и фантазию автора поэпизодник, поэтому вслед за блочным синопсисом он предлагает сразу писать сценарий.

В конце лекции осталось время для ответов на вопросы и анонса некоторых из тем, которым будет уделено время на курсе «Сериал 2.0» - система персонажей, драматургический монтаж (по каким принципам могут соединяться сцены, и как выбрать лучшие), семантика (система знаков, образов, о которой сценаристы часто забывают и скатываются в излишнее проговаривание или же в буквализм, какие решения будут самыми интересными?) и собственно написание сцен.
Хотелось бы процитировать фразу из лекции:
«Сценаристом делают не годы во ВГИКе, а число написанных сценариев». И если экономить силы и не идти дальше синопсиса – можно украсть у себя драгоценный опыт.

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи. Авторизуйтесь, пожалуйста.

© 2018 "Лига кино" | All rights reserved