Фильм «Убийство в „Восточном экспрессе"». Особое мнение

Фильм «Убийство в „Восточном экспрессе"». Особое мнение
11 Ноября 2017

Шерлок Холмс и Эркюль Пуаро одни из самых известных детективов ХХ века, поэтому книги про их похождения не просто на слуху у каждого. Если за всю жизнь человек прочитал хотя бы три детективных книги, то с уверенностью можно сказать, что англичанин и бельгиец попали в эту тройку.

Убийство в «Восточном экспрессе» является настолько известным детективным произведением, что не хватит и тысячи рук, чтобы пересчитать по пальцам все картины, основанные на этом сюжете, и пародии на него. Финальный твист настолько известен, что о нем может знать рядовой человек, но не подозревать, из какой книги этот сюжетный ход. Отсюда и вытекает главная проблема экранизаций самой известной книги Кристи. Ведь детектив хорош только тогда, когда мы не знаем, чем все закончится. А если разгадка известна до просмотра, тогда бОльшая часть интереса пропадает, даже несмотря на блистательное повествование. Именно поэтому «Экспресс» экранизировался считанное количество раз. Пара телевизионных постановок 2000-х, да самая известная экранизация Сидни Люмета. Смелости взяться за монументальный текст хватило у Кеннета Браны. Если уж режиссер всю жизнь работает в театре и имеет за спиной удачные экранизации Шекспира, то кому, как ни ему, доверить историю, которая развивается в замкнутом пространстве.

Благое начинание Браны и сценариста Майкла Грина (подарившего нам блистательного «Бегущего по лезвию 2049») началось с того, что ритм повествования и визуальное изображение было решено переосмыслить с учетом восприятия молодой публики. Именно поэтому сценарист дописал открывающую фильм сцену в Иерусалиме и добавилось несколько экшен фрагментов. Далее было решено немного поменять национальность некоторых героев в соответствии с современными реалиями. Так шведка стала испанской, итальянец мексиканцем, а белый превратился в чернокожего. Все по стандартам 2017 года. Но это необходимые изменения, без которых фильм вряд ли бы смог появиться в наше время. Важнее совсем другое, то, что Брана упростил и пустил сюжет галопом по Европам. Доверив роль Пуаро самому себе, британец потратил огромное количество времени, чтобы создать образ, отличный от знаменитого Дэвида Суше, блиставшего в роли Пуаро в самой известной телевизионной постановке, и от Альберта Финни, исполнителя роли сыщика в картине Люмета. И такое же грандиозное внимание в картине уделяется другим визуальным составляющим персонажей. 

Но, к сожалению, сосредоточившись на визуализации, Брана забыл про содержание. Блистательный актерский состав, которому позавидует любая голливудская картина, практически не использует свой потенциал. Вместо вдумчивого и последовательного повествования фильм мчится по рельсам сюжета. У лауреатов и номинантов Оскара порой оказывается по одной, максимум по две сцены, в которых, вместо раскрытия персонажа, приходиться работать исключительно харизмой. Показать действительно что-то стоящее удается только Мишель Пфайфер. Остальные  это красивые люди в красивых одеждах. Зато картина уделяет большое количество времени внутреннему миру Пуаро. Сценарист и Брана решают вклиниться в текст Кристи, добавить новые штрихи к образу и эмоционально «улучшить» финал. Может быть тогда стоило пойти дальше и изменить сюжет, чтобы преподнести сюрприз публике. Увы, но фильм просто повторяет книгу. И раз нельзя удивить сюжетом, Брана с оператором изощряются и ищут необычные визуальные решения для каждого эпизода. К сожалению, яркая и цветастая картинка вредит фильму и рушит всю мрачную и гнетущую атмосферу клаустрофобии.

Но, как ни крути, это все равно очень крепкая и ровная работа, настолько ровная, что вряд ли сможет увлечь зрителей на протяжении всего действа. Вы читали Кристи, вы смотрели предыдущие экранизации, поэтому наслаждайтесь цветастой картинкой и на забавного Брану в образе знаменитого бельгийца.

6/10

Автор: Дмитрий Ежов, выпускник 7-й сценарной мастерской «Лиги Кино», артист Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, режиссер коротких метров. 


Комментировать могут только зарегистрированные пользователи. Авторизуйтесь, пожалуйста.

© 2018 "Лига кино" | All rights reserved